СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОДАРЁННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы

  • О.Г. Холодкова Алтайский государственный педагогический университет Автор
  • Г.Л. Парфенова Алтайский государственный педагогический университет Автор

Ключевые слова:

ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, значимые ценности, доступные ценности, одарённая личность, молодёжная одарённость, реализация одарённости, ценностные ориентации одарённых личностей.

Аннотация

Цель исследования — изучить проблемы формирования и особенности ценностно-смысловой сферы молодого человека на современном этапе развития общества. В работе анализируются природа, структура, механизмы и факторы ценностно-смысловой сферы личности, а также психолого-педагогические подходы к её изучению. Исследуется сущность и значимость системы ценностей для личностного развития. Подчёркивается недостаточная научно-теоретическая и практическая проработка темы психологических механизмов формирования высокого потенциала и социальной самореализации одарённой молодёжи. Ценностно-смысловая сфера личности, или система ценностных ориентаций, рассматривается как один из значимых механизмов развития феномена одарённости и её социальной реализации. В исследовании представлены результаты эмпирической работы по изучению ценностных ориентаций и трудностей формирования ценностно-смысловой сферы одарённой молодёжи. Приводятся статистически подтверждённые данные о иерархии значимых и доступных ценностей в системе ценностных ориентаций одарённых личностей (старшеклассников). Сделаны эмпирические выводы о специфике ценностных ориентаций современной одарённой молодёжи, которые в большинстве случаев способствуют процессу развития высокого потенциала. Выделен ряд заключений о недостаточной сформированности значимых и доступных ценностей в системе ценностей одарённой ранней молодёжи. В исследовании представлены и проанализированы эмпирические данные, согласно которым одарённые личности отрицают такие значимые ценности, как «сохранение хорошего здоровья», «высокий социальный статус», «социальная активность», а также такие доступные ценности, как «интересная работа», «материальное благополучие» и др. Представлены факты, подтверждающие гипотезу о том, что у значительной части талантливой молодёжи соотношение между рядом значимых и доступных ценностей в системе ценностных ориентаций носит характер внутриличностного конфликта.

Биографии авторов

  • О.Г. Холодкова , Алтайский государственный педагогический университет

    Кафедра психологии, Институт психологии и педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет», Барнаул, Россия

  • Г.Л. Парфенова , Алтайский государственный педагогический университет

    Кафедра психологии, Институт психологии и педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет», Барнаул, Россия

Загрузки

Опубликован

2025-10-30

Выпуск

Раздел

Теория и методика обучения и воспитания

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.